И человек, и природа рассматриваются Церковью как творение Бога, предмет Его заботы и милости Сем. Быт.1, Пс. 103). В Писании сказано: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1, см. Лев. 25:23, Пс. 49:10, 11). В очах Божьих все, сотворенное Им, ценно и имеет право жить. Люди, животные, растения и вся природа созданы для славы Творца. Человек же, в отличие от остальных созданий, предназначен для выполнения особой роли — «домоправителя» планеты, ответственного перед ее владельцем — Богом (см. Як. 12:40—46) и обязанного «возделывать и хранить» Землю (Быт. 2:15),что требует хорошего знания ее обитателей и законов их жизни (см. Быт. 2:19). Библия говорит также об определенного рода власти человека над другими творениями (см. Быт. 1:28, 9:2, Пс. 8). Однако эта власть сводится лишь к необходимым полномочиям для выполнения обязанностей, но никак не дает прав на разграбление.
Судьбы человека и других созданий взаимозависимы. Не случайно после потопа Бог заключает Завет не только с Ноем, но и «со всеми животными земными» (Быт. 9:10). Люди не только преобразуют природу, но и сами зависят от нее, и антропогенные изменения природной среды грозят дальнейшему существованию цивилизации.
Загрязнение окружающей среды есть результат «загрязнения» человеческого сердца. Если исходить из библейского учения, то станет ясно, что первопричина экологического кризиса не во вредных выбросах или плохих технологиях, а в оскверненной грехом внутренней природе человека, в его разрыве с Богом. Вслед за человеком планета со всеми ее обитателями невольно также оказалась под проклятием: «Проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее... Терние и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17, 18). Греховный выбор первых людей многократно повторяется их потомками. Убийство Каином своего брата Авеля, пролитая им неповинная кровь осквернили землю, а ожесточившийся братоубийца, построив первый на земле город (см. Быт. 4:1—17), отделил себя и от природы, и от Бога. Усиливаясь во времени, проклятие первого греха действует и поныне: почти всякое вмешательство человека в природные процессы порождает различные «терния и волчцы». Нерациональное природопользование ведет к истощению природных ресурсов, отходы все более загрязняют окружающую среду и т. п.
«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29), вылившиеся в культ денег, техники, знаний и многие другие современные формы идолопоклонства. Поклонение этим кумирам породило в человеке ненасытный эгоизм. Данную свыше ответственность (см. Быт. 1:28, 2:15) он стал воспринимать как право безраздельного владычества, попирая права природы.
Церковь рассматривает экологическую этику как неотъемлемую часть этики христианской. Любовь к Творцу подразумевает и любовь ко всем Его творениям — даже к тем, кого любить, казалось бы, невозможно. Но ведь всех их создал и любит Бог! Благоговение перед Творцом должно проявляться и в благоговении перед сотворенной Им жизнью. Все живое достойно сохранения, независимо от «красоты» или «хозяйственно-промыслового значения».Церковь не осуждает природопользование, но призывает сделать его как можно более щадящим. Например, охота с целью пропитания в ряде регионов России оправданна, но охота ради развлечения недопустима. Регламентирование природопользования имеет и библейские корни. «Если долгое время будешь держать в осаде город... то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей; ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20:19). «Если попадется тебе... птичье гнездо... и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (Втор. 22:6, 7). «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые» (Исх. 23:10, 11). Эти заповеди, по сути, говорят об одном: «Пользуйся, но не разоряй!»
Отношение к окружающему миру как к дару благости Божией побуждает к умеренности в потребностях и разумной бережливости. «Собирайте... каждый по стольку, сколько ему съесть», — предупреждал Бог, давая манну древним евреям (Исх. 16:16). Насытив несколькими хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12). Соблюдающий библейские принципы воздержания христианин не купит лишнее и не выбросит недоеденное. Нам следует, не впадая в накопительство, беречь и разумно использовать для дела Божьего все Его дары — как собственные силы, время и деньги, так и пищу, воду и электроэнергию.
Сознание постоянного присутствия Святого Духа, видение в природе храма Божьего должно проявляться в благоговении и чистоплотности не только нравственной, но и физической. Для христианина также неприемлемы развлечения, причиняющие страдания другим живым существам. Жестокость к животным ради азарта, уничтожение уникальных экосистем ради сиюминутной прибыли несовместимы с духом христианского милосердия. Грех против творения есть грех против Творца, и преступления против природы не менее тяжки, чем преступления против человека или общества. Чтобы следовать нормам экологической этики, необходимо внутреннее преображение личности, принятие Бога как Создателя всего живого. Поэтому проповедь Евангелия призвана возрождать любовь к природе. «Праведник печется и о жизни скота» (Притч. 12:10).