Бог создал людей по Своему образу, и поэтому мы, как и все сотворенные Им существа, любим и понимаем музыку. Она действительно способна затронуть и взволновать нас своей силой, которая превыше слов или большинства иных способов человеческого общения[1]. Чистая и прекрасная музыка возносит и приближает нас к Самому Богу, где ангелы и праведники прославляют Его в пении.
Однако грех привел в упадок Творение. Божественный образ был искажен и почти разрушен, и любые дары Божьи, приходящие в этот мир, приобретают не только доброе, но и злое начало. В нравственном и духовном отношении музыка не является нейтральной. Одни музыкальные произведения рождают в нас возвышенные человеческие чувства, в то время как другие могут использоваться сатаной, чтобы испортить и унизить нас, пробудить похоть, низменные страсти, отчаяние, гнев и ненависть.
Вестница Божья, Елена Уайт, неоднократно советует возвысить наш взгляд на музыку. Она говорит: «Музыка – большое благословение, когда ею не злоупотребляют, но если ее использовать не по назначению, она становится ужасным проклятием»[2]; «Благородная, возвышенная музыка является драгоценным даром Божьим, она возвышает мысли, обращая их к высокому и благородному, которое просветляет и обновляет душу»[3].
О силе песни Елена Уайт пишет: «Это одно из самых эффективных средств влияния духовных истин на сердце человека. Как часто, когда на душе тяжело и сердцем овладевает отчаяние, на память приходят стихи из Библии или давно забытая песенка детства, и тогда искушения теряют свою силу, жизнь вновь приобретает смысл и цель, рождается желание ободрять и радовать окружающих. ... Как часть религиозного служения пение является неотъемлемой частью богослужения, как и молитва. Многие песни являются, по существу, молитвами. ... Когда наш Искупитель подведет нас к порогу вечности, то, преисполненные славой Божьей, мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего престол. Когда эхо ангельских песен отзовется в наших земных домах, наши сердца объединятся с небесными певцами. Небесное общение начинается на земле. Здесь мы узнаем лейтмотив восхваления неба»[4].
Мы, как адвентисты седьмого дня, верим и проповедуем о скором возвращении Иисуса Христа. Возвещая миру Трехангельскую весть, записанную в Откр. 14:6-12, мы призываем все народы принять Вечное Евангелие, преклониться перед Богом-Творцом и приготовиться к встрече нашего Господа, Который грядет скоро. Мы требуем от каждого сделать выбор в пользу добра, «чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:12, 13).
Мы верим, что Евангелие оказывает воздействие на все сферы жизни. Поэтому, принимая во внимание колоссальные возможности музыки пробуждать добро или зло, мы считаем, что к этой проблеме нельзя относиться безразлично. Осознавая значительное различие музыкальных вкусов людей, мы, тем не менее, полагаем, что наш выбор должен воодушевляться принципами, которые предлагаются в Священном Писании и трудах Елены Уайт.В настоящем документе термин «духовная музыка» (иногда ее называют религиозной музыкой) указывает на музыку, обращенную к Богу и сосредоточенную на библейских и христианских темах. В большинстве случаев эта музыка создавалась и предназначалась для богослужений, евангельских собраний или индивидуальных молитв, и она охватывает как вокальные, так и инструментальные произведения. Однако не всякая духовная (религиозная) музыка приемлема для адвентистов. Духовная музыка не должна вызывать мирские ассоциации или склонять нас к принятию мирской модели поведения в мыслях или действиях.
«Светская музыка» - это музыка, созданная для иной обстановки, нежели та, которая имеет место во время богослужений или индивидуальных молитв. Она обращена к повседневной жизни и основным человеческим чувствам. Эта музыка рождается из самой сути человека и выражает его духовный отклик на жизнь, любовь и мир, в который Господь поселил людей. Она может быть нравственно возвышенной или вести к деградации. Хотя светская музыка непосредственно не связана с прославлением Бога и религиозным поклонением, она, тем не менее, может по праву занимать место в жизни христианина. При выборе музыки необходимо следовать принципам, изложенным ниже в данном документе.
Принципы, которыми должен руководствоваться христианин
При выборе любимой музыки христиане должны исходить из следующих принципов:
1. Любые музыкальные произведения, которые христианин слушает, исполняет или сочиняет, должны – независимо от того, идет ли речь о духовной или светской музыке, - прославлять Бога: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Таков важнейший библейский принцип. Все, что не отвечает этому высокому критерию, ослабляет наш опыт общения с Господом.
2. Любые музыкальные произведения, которые христианин слушает, исполняет или сочиняет, должны – независимо от того, идет ли речь о духовной или светской музыке, - быть величественными и возвышенными: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). Будучи учениками Иисуса Христа, уповающими и ожидающими присоединиться к небесному хору, мы рассматриваем жизнь на нашей земле как приготовление и предвкушение грядущей жизни.
От этих двух основополагающих принципов (прославление Бога в любой музыке и отбор самых возвышенных и прекрасных произведений) зависят остальные принципы, которые перечислены ниже и должны учитываться христианином.
3. Музыка должна отличаться качеством и уравновешенностью, быть уместной и отражать подлинные чувства. Она должна способствовать формированию духовного, психологического и социального восприятия, а также нашему интеллектуальному росту.
4. Музыка затрагивает как рассудок, так и чувства человека, оказывая положительное влияние и на его физическое тело. Ее воздействие имеет целостный характер.
5. Творческое вдохновение проявляется в музыке, рожденной из лучших мелодий. Эти мелодии гармонизируются[5] художественно и артистично, с использованием дополняющего их ритма.
6. В вокальных произведениях используются тексты, стимулирующие положительным образом наши умственные способности, эмоции и силу воли. Хорошие тексты обладают созидательной силой, богатым содержанием и искусно составлены. Они акцентируют внимание на положительных аспектах и отражают нравственные ценности, развивают и возвышают, а также соответствуют здравым библейским учениям.
7. Музыкальные и лирические элементы должны сочетаться гармоничным образом, чтобы воздействовать на мысли и поведение человека в соответствии с библейскими ценностями.
8. В музыке должны разумным образом уравновешиваться духовные, интеллектуальные и эмоциональные компоненты.
9. Нам необходимо признавать и ценить вклад различных культур в прославление Бога. Музыкальные формы и инструменты, используемые членами всемирной семьи верующих, значительно различаются, и музыка, рожденная в условиях одной культуры, может звучать непривычно для людей, принадлежащих другой культуре.
Использование музыки в Церкви Адвентистов Седьмого Дня означает выбор наилучших произведений и, что самое главное, приближение к нашему Господу и Создателю и прославление Его. Пусть же нам по силам будет выработать в себе особое, жизнеспособное представление о музыке и, в рамках целостной пророческой вести нашей Церкви, внести посредством музыки свой неповторимый вклад, свидетельствуя всему миру о себе как о народе, ожидающем скорого прихода Иисуса Христа.
[1] «Это [музыка] - одно из самых эффективных средств влияния духовных истин на сердце человека» (Воспитание, с. пер. 150).
[2] Свидетельства для Церкви, т. 1, с. пер. 423. Елена Уайт также утверждает, что в будущем, «перед окончанием времени испытания», «будут раздаваться громкие возгласы и крики, сопровождаемые барабанами, музыкой и танцами; восприятие у психически здоровых людей будет настолько искажено, что они не смогут принимать правильные решения. И это будут называть действием Святого Духа. Святой Дух никогда не проявляется подобным образом, в шумной обстановке. Это изобретение сатаны, с помощью которого он пытается скрыть свои коварные планы и лишить силы чистую, возвышающую, облагораживающую и освящающую истину для настоящего времени» (Избранные вести, т. 2, с. пер. 33).
[3] Воспитание, с. пер. 150.
[4] Воспитание, с. пер. 150-151.
[5] Мы допускаем, что в контексте некоторых культур музыкальная гармония может не играть столь важной роли, как в других культурах.