Здоровье в Библии представляется как одно из величайших благословений Божиих, а забота о нем — как богоугодное дело, к которому призван каждый живущий. Утверждая целостность личности, Священное Писание не разделяет здоровье человека на физическое, душевное и духовное (1 Кор. 6:20; 1 Фес. 5:23). Священное Писание называет тело человека «храмом Святого Дyxa» (1 Кор. 6:19,20). Пренебрежение физическим здоровьем ради «торжества духа», равно как и превращение заботы о здоровье в самоцель в ущерб духовно-нравственному развитию, одинаково разрушают гармонию человеческой личности.
В Библии изложены принципы, а также даются конкретные наставления по здоровому образу жизни, показана взаимосвязь между здоровым образом жизни, с одной стороны, и соблюдением санитарно-гигиенических правил, характером питания, пагубными привычками, неумеренностью и невоздержанием — с другой (см. Втор. 23; Лев. 11; Пр. 23:29—32; Ос. 4:18; Лк. 21:34).
Иисус Христос в своем служении органично сочетал проповедь, призывающую к покаянию и отвращению от греховного образа жизни, с врачеванием душевных и физических недугов. Благовестив и исцеление были неразрывны и в раннеапостольской Церкви (см. Деян. 3:6; 8:6—8).
Российский Унион Церкви АСДИстинность слов известного русского терапевта М.Я. Мудрова (1776—1831): «Болезнь легче предупредить, чем ее лечить» доказана самой жизнью. Поскольку многие заболевания человека напрямую связаны с тем, как он живет, здоровый образ жизни в комплексе мер по предупреждению болезней занимает первенствующее место. В нем заложены великие возможности снижения риска заболеваемости, инвалидности, смертности, а также повышения уровня здоровья. Такой образ жизни способствует более эффективной трудовой, познавательной, общественной деятельности человека.
Учитывая тесную зависимость заболеваний от образа жизни, Церковь считает профилактическое направление в медицине приоритетным в сохранении здоровья. Она активно поддерживает как общественную профилактику заболеваний (весь комплекс мер, проводимых органами здравоохранения, включая и вакцинацию), так и индивидуальную, т.е. меры по сохранению здоровья, используемые каждым отдельным человеком. В последнем случае важнейшее значение имеют правильная организация труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, физические упражнения, закаливание, предотвращение и избавление от вредных привычек.
Отношение к лечебной медицине
Лечение больного — одно из благороднейших деяний на земле. Церковь поддерживает деятельность как государственных, так и негосударственных медицинских и научно-исследовательских учреждений, направленную на оказание медицинской помощи, а также связанную с разработкой новых и совершенствованием уже существующих методов лечения. Вместе с тем Церковь считает недопустимым любые экспериментальные исследования на заключенных, психически и тяжелобольных, а также на детях, независимо от согласия родителей.
Поддерживая традиционный принцип медицины «не навреди», Церковь предупреждает об опасности внедрения под прикрытием так называемой «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, способной подвергнуть сознание и волю человека разрушительному влиянию демонических сил.
Церковь Адвентистов Седьмого Дня признает те виды медикаментозного воздействия на организм, которые апробированы Министерством здравоохранения Российской Федерации и разрешены к применению Фармакологическим Комитетом. Она не выступает против переливания крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в таких операциях. Вместе с тем каждый пациент должен иметь право и реальную возможность не принимать те методы воздействия на свой организм, которые противоречат его убеждениям, в том числе религиозным. Церковь поддерживает основные деонтологические принципы, сложившиеся в отечественной медицине и регулирующие взаимоотношения как между врачом и больным, так и между врачом и родственниками больного. Эти взаимоотношения должны строиться на уважении целостности, достоинства личности и свободы ее выбора. Недопустимо манипулирование человеком даже ради самых благих целей.
Врач не должен ставить степень своей ответственности за оказание медицинской помощи в зависимость от материального вознаграждения и его размера, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляет собой актуальную проблему, и поэтому ее решение должно быть в центре внимания государства.
Учитывая тот факт, что любое заболевание связано со страданием и представляет серьезную психологическую травму для пациента, Церковь считает уместным объединение усилий своих служителей и медицинского персонала для поддержки больного в процессе его выздоровления. В частности, речь может идти о возрождении института душепопечения в сфере здравоохранения.
Церковь поддерживает создание церковных медицинских учреждений, где профилактическая и лечебная помощь, оказываемая всем желающим, сочеталась бы с пасторским попечением.
Значение физической культуры и спорта
Церковь признает, что физкультура и спорт играют существенную роль в поддержании здоровья как отдельной личности, так и народа в целом. Она поддерживает любые начинания, как государства, так и частных лиц и организаций, направленные на развитие физической культуры, вовлечение как можно большего количества наших соотечественников в активные занятия физкультурой и спортом. Церковь считает одной из важнейших задач гуманизацию физической культуры и спорта и не поощряет развитие видов спорта, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья людей, а также пропагандирующих культ насилия и жестокости. Она одобряет такие виды физкультуры и спорта, которые помогают сохранять в человеке образ и подобие Божие. Церковь считает недопустимыми разрушительные для здоровья допинговые манипуляции и нанесение тяжелых увечий в некоторых видах спорта.