Отношение АСД к регулированию рождаемости
(принята 29 сентября 1999 года на Годичном совещании Исполнительным комитетом Генеральной Конференции; 256-99G)
Современные научные технологии повышают возможности регулирования рождаемости. Эти технологии позволяют вступать в половые отношения при резко уменьшающейся вероятности беременности и рождения ребенка. Христианские супружеские пары имеют возможность регулировать рождаемость, и это ставит множество вопросов, широко затрагивающих религиозные, медицинские, социальные и политические аспекты. В результате возникают не только благоприятные возможности и преимущества, но также сложные проблемы и негативные явления. Необходимо принять во внимание и некоторые вопросы морального характера. Христиане, которые, в конечном итоге, обязаны сделать свой личный выбор, должны располагать информацией по указанным проблемам, чтобы получить возможность принятия правильных решений на основе библейских принципов.
Среди рассматриваемых проблем есть и вопрос относительно правомерности вмешательства человека в естественные биологические процессы рождаемости. Если это вмешательство правомерно, то необходимо задать дополнительные вопросы: какое, когда и каким образом. С этим связаны и другие проблемы, включающие:
возможную вероятность роста сексуальной распущенности, которой может способствовать доступность и использование методов регулирования рождаемости;
проблемы доминирования полов, связанные с сексуальными привилегиями как женщин, так и мужчин;
социальные проблемы, включая право общества покушаться на свободу личности в интересах всех своих членов, а также расходы на оказание экономической поддержки и просвещение неимущих слоев населения;
проблемы управления, связанные с ростом населения и использованием природных ресурсов.
Точка зрения с изложением моральных соображений по вопросу регулирования рождаемости должна рассматриваться в более широком контексте учения Библии о сексуальности, браке, отцовстве и материнстве, значении детей, а также с учетом понимания взаимосвязи этих вопросов. Принимая во внимание многообразие мнений внутри Церкви, ниже излагаются принципы, основывающиеся на Библии, в целях просвещения и руководства при принятии соответствующих решений.
1. Ответственное управление ресурсами. Бог создал человеческие существа- мужчину и женщину- по образу Своему, наделив их способностями мыслить и принимать решения (см. Ис. 1:18; И. Нав. 24:15; Втор. 30:15-20). Бог доверил людям владычество над землею (см. Быт. 1:26, 28). Это владычество требует попечения и заботы о природе. Христианское управление ресурсами требует также взятия на себя ответственности за произведение людьми потомства. Сексуальность, как одна из сторон человеческой природы, которой люди могут управлять, должна выражаться в согласии с волей Божьей (см. Исх. 20:14; Быт. 39:9; Лев. 20:10-21; 1 Кор. 6:12-20).
2. Цель произведения потомства. Сохранение рода человеческого – это одна из предусмотренных Богом целей сексуальности людей (см. Быт. 1:28). Хотя можно прийти к выводу, что брак, как правило, предназначен для получения потомства, в Библии нигде не говорится, что это обязанность каждой пары перед Богом. Тем не менее, в Божественном откровении большое значение придается детям и выражается радость, которая может быть найдена в отцовстве или материнстве (см. Мф. 19:14; Пс. 127:3). Рождение и воспитание детей помогает родителям понять Бога и развить в себе такие качества, как сострадание, заботу, смирение и бескорыстие (см. Пс. 103:13; Лк. 11:13).
3. Объединяющая цель. Сексуальность в браке служит в качестве объединяющей цели, которая предписана Богом и отлична от цели произведения потомства (см. Быт. 2:24). Сексуальность в браке предназначена заключать в себе радость, удовольствие и наслаждение (см. Екк. 9:9; Прит. 5:18, 19; Песн. 4:16-5:1). Богом установлено, что пары (помимо произведения потомства) могут иметь постоянное сексуальное общение (см. 1 Кор. 7:3-5) – общение, которое выковывает крепкие узы и ограждает партнера по браку от неподобающих связей с кем-либо иным, нежели ее (или его) супруг(-а) (см. Прит. 5:15-20; Песн. 8:6, 7). Согласно Божьему замыслу, сексуальная близость предназначена не только для зачатия. Библия не запрещает супружеским парам получать удовольствие от наслаждения брачными отношениями, во время которых принимаются меры для предотвращения беременности.
4. Свобода выбора. Сотворив людей (и, кроме того, через искупление людских грехов Христом), Бог даровал им свободу выбора, и Он просит людей пользоваться этой свободой ответственно (см. Гал. 5:1, 13). Согласно Божественному замыслу, муж и жена образуют отдельное целое – семью, располагая как свободой, так и ответственностью, разделяемой ими при принятии решений, касающихся их семьи (см. Быт. 2:24). Партнеры по браку должны относиться уважительно друг к другу при принятии решений о регулировании деторождения, проявляя желание учитывать интересы партнера так же, как свои собственные (см. Флп. 2:4). Для тех, кто решает произвести на свет детей, выбор этот не безграничен. Этот выбор должен учитывать ряд таких факторов, как способность родителей обеспечить потребности детей (см. 1 Тим. 5:8); физическое, эмоциональное и духовное здоровье матери и других воспитателей (см. 3 Ин. 2; 1 Кор. 6:19; Флп. 2:4; Еф. 5:25); социальные и политические условия, при которых будут рождаться дети (см. Мф. 24:19); качество жизни и существующие на Земле ресурсы. Мы являемся распорядителями Божьего творения и, поэтому, должны выходить за рамки нашего собственного счастья и желаний, принимая во внимание и потребности других людей (см. Флп. 2:4).
5. Целесообразные методы регулирования рождаемости. Моральный фактор при принятии решений относительно выбора и использования различных средств для ограничения рождаемости должен основываться на понимании их возможного влияния на физическое и эмоциональное здоровье, учитывать характер действия этих средств, а также связанные с этим финансовые затраты. Множество методов ограничения рождаемости - в том числе барьерные методы, спермициды и стерилизация - предотвращают зачатие и приемлемы с моральной точки зрения. Ряд других методов позволяет предотвращать высвобождение яйцеклетки (овуляцию), слияние яйцеклетки и сперматозоидов (оплодотворение) или же не допускать связывание уже оплодотворенной яйцеклетки (имплантация). В силу неясности характера действия этих средств в каждом конкретном случае, они могут не внушать доверия тем людям, которые считают, что жизнь человека, подлежащая защите, начинается с момента оплодотворения. Однако, поскольку большинство оплодотворенных яйцеклеток оказывается естественным образом (даже когда методы регулирования рождаемости не применяются) неспособным к имплантации, или же гибнет после имплантации, гормональные противозачаточные средства и ВМК, производящие аналогичные действия, могут рассматриваться как приемлемые с моральной точки зрения. В то же время аборт, являющийся преднамеренным прекращением установившейся беременности, морально неприемлем как метод регулирования рождаемости.
6. Злоупотребление методами регулирования рождаемости. Хотя повышение возможностей регулирования рождаемости и предохранения от болезней, передаваемых половым путем, может оказаться полезным для многих супружеских пар, этим могут злоупотреблять. Например, те, кто вступает в добрачные и внебрачные половые связи, могут без труда позволять себе это благодаря наличию методов ограничения рождаемости. Использование таких методов в качестве предохранения в процессе сексуальных отношений вне брака может снизить риск болезней, передаваемых половым путем, и/или беременности. Тем не менее, сексуальные отношения вне брака вредны и аморальны, вне зависимости от уменьшения этого риска.
7. Воспитательный подход. Наличие методов регулирования рождаемости делает еще более настоятельной необходимость воспитания в вопросах секса и морали. При этом меньше усилий следует затрачивать на осуждение, а больше на просвещение и перевоспитание, добиваясь, чтобы каждого человека смогла убедить совершаемая в их душах работа Духа Святого.