История соблюдающих субботу на Руси
Е.В. Зайцев
"Я дал им также субботы Мои, чтобы показать этим связь между ими
и Мною и чтобы научить их, что Я — Вечный, Тот, Кто освящает их”
(Иезекииль 20:12)
До сих пор принципы вероучения многих протестантских церквей западного происхождения, в том числе и Церкви АСД, в сознании русского человека (православном по сути своей) предстают как навязанные извне и не имеющие корней в истории нашего государства. Исторические факты, однако, опровергают эту точку зрения.
"История России не знала Реформации, — пишет известный исследователь народных антицерковных движений в России А.И.Клибанов, — но из этого не следует, что общественное развитие России не порождало на тех или иных этапах религиозно-общественных движений реформационного типа” /1/.
Иначе и быть не могло. "Христианство на Руси насаждалось "сверху” самой государственной властью” /2/. Своей моралью, своим учением, обрядами оно было совершенно чуждо исконному язычеству восточных славян. Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию — синтезу православия и язычества. Кардинал д'Эли в начале XV в. писал в Рим: "Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение” /3/.
Поэтому история христианства на Руси сопровождалась неоднократными попытками очистить библейское учение от языческих заблуждений, что выливалось в различного рода реформационные движения. В них можно усмотреть истоки и тех вероисповедных положений, которые отличают вероучение Церкви АСД, в частности, доктрины о Субботе как Дне Господнем. На основании исторического материала в настоящее время представляется возможным показать, что субботний вопрос в России столь же стар, как и само объединенное Русское государство (т. е. начиная с Московского периода — от нашествия монголов до установления патриаршества).
Наиболее ярким явлением церковной жизни в этот период была так называемая "Ересь жидовствующих” (или "Новгородско-московская ересь”). О ней написано достаточное количество работ, в которых ей даны самые противоположные оценки. Дебаты шли потому, что ересь эта охватила огромные массы людей и в своем развитии раскололась на различные течения, направления: от иудействующих, полностью отрицавших божественность Иисуса Христа, до рационалистов, отвергавших даже воскресение мертвых. Но были среди "еретиков” и настоящие христиане, соблюдающие субботу.
Начало и развитие движения
Вкратце история "жидовствующих” выглядела так. В 1471 году из Киева в Новгород приехал князь Михаил Олелькович (Александрович), последний из князей, нанимавшихся Новгородом для княжения. С ним прибыл и ученый купец еврей Захарий Скара (Схария). Его прибытие послужило дополнительным поводом к брожению умов среди новгородцев. Самые образованные люди из новгородских жителей — священники Денис (Дионисий) и Алексий, а потом и софийский протопоп Гавриил, стали идеологами движения.
В 1478 г. Новгород потерял свою самостоятельность и был присоединен к Москве (как раз в эти годы Московский великий князь Иван III, дед Ивана Грозного, объединил раздробленные русские княжества в одно государство со столицей в Москве). В 1480 г. Иван III был в Новгороде, где ему очень понравились Дионисий и Алексий, - понравились своей искренностью и бескорыстием, отличавшим их от множества других священников. Он перевел их в Москву, сделав одного протопопом Архангельского собора, другого — Успенского. Дионисий и Алексий были жданные гости в Москве, и новое слово их имело большой успех. Послушать учения их шли все — и симоновский архимандрит Зосима, и ученый дьяк Федор Курицын с братом Иваном-Волком, и сама мать наследника престола Дмитрия Елена, и, наконец, толпы простого народа. Не прошло и десяти лет, как секта охватила Москву, Новгород, Псков и все сопредельные им области. Церковный источник говорит об этом так: "Толико прельстиша и в жидовство отведоша, яко ни исчести можно”/4/.
К концу 80-х годов XV в. соблюдающие субботу пользовались покровительством Ивана III. Его невестка Елена исповедовала взгляды "еретиков”. Наибольшее влияние среди "жидовствующих” имел дьяк Великого князя Федор Курицын. Вокруг него был целый кружок: Семен Кленов письменно излагал свои взгляды, Иван Черный "писал книги”. Имея силу при дворе, сектанты в сентябре 1490 г. сумели возвести на митрополичью кафедру своего собрата Зосиму.
Быстрому развитию "ереси” содействовало еще одно важное обстоятельство. По православному летоисчислению 1492 г. должен был стать последним годом земной истории. В соответствии с древними пасхалиями в ночь с 24 на 25 марта 1492 г. истекало 7 тысяч лет от сотворения мира /5/. В это время должен был прийти Христос и наступить конец света. Об этом свидетельствовали авторитетные византийско-болгарские источники, например, "Небеса” Иоанна Дамаскина, "Жития Андрея Юродивого” и др. /6/
Одним из признаков приближающегося Второго пришествия Христа считалось падение Константинополя. В 1453 г. Константинополь действительно был взят турками. Это событие резко усилило эсхатологические настроения в православной среде.
Представители новгородско-московской ереси относились к пророчествам о приближающемся Втором пришествии и Дне Страшного Суда скептически. Вот почему, когда злополучная дата миновала, и ожидаемое русским народом пришествие не состоялось, авторитет "жидовствующих” резко возрос. Даже наследником царского престола был провозглашен любимый внук Ивана III Дмитрий, исповедующий взгляды "жидовствующих”.
Гонения
Православная церковь повела активную борьбу с "жидовствующими”. В Новгороде ее возглавил назначенный туда Иваном III архиепископ Геннадий Гонозов. Он первый указал на средство борьбы с еретиками — физическое истребление. Беря в пример испанского короля и "очищение земли” с помощью инквизиции, Геннадии призывал к тому же /7/. По его инициативе 17 октября 1490 г. собрался собор, осудивший сектантов. Обвиненные были преданы анафеме и извержены на заточение и покаяние к Геннадию. Геннадий приказал встретить посылаемых к нему за 40 верст от города. Там они были посажены со связанными руками на коней спиной к конским головам, одеты в вывороченную одежду; на головах их были берестяные шапки с мочальными кистями и соломенные, смешанные с сеном, венцы, а на шапках надписи: "Се есть воинство сатанино”. Так их возили по городу, а потом венцы сожгли у них на головах /8/.
В 1495 г. Зосима был схвачен церковниками и заточен в монастырь.
В 1499 г. усилиями второй жены Ивана III, Софии Палеолаг, Елена и ее сын Дмитрий были скомпрометированы, и в 1502 году заключены в темницу, где по прошествии малого времени их "уморили”. Престол был завещан другому наследнику — Василию, сыну Ивана III от Софии Палеолаг, за которой стояло православное духовенство. Иосиф Волоцкий стал главным борцом с "ересью”. В декабре 1504 г. в Москве открылся собор. Еретики были осуждены. Начались казни. В Москве были сожжены Иван-Волк Курицын, Иван Максимов, Митя Пустоселов. Некрасу Рукавову отрезали язык, а после этого он был отправлен в Новгород, где сожжен вместе с архимандритом Кассианом. Федор Курицын умер до суда.
Учение "жидовствующих”
"Еретики ... десятословием на жидовство учаще и Саддукейскую и Мессалинскую ересь и много развращения творяще”. Также "... на иконах написанному образу Его по человечеству Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, не покланяюся, ни Пречистыя Образу, ни святым Его угодникам; но хулящеся и ругающеся глаголаху: то суть дела рук человеческих прочая. Такоже и божественную службу совершающие ядше и пивше, прост хлеб и кровь Христову, яко просто вино, и иные ереси творяще противно правилам св.Апостол и св.Отцев, но больше Ветхого Закона дерахуся, по иудейски Пасху праздноваху, в среду и пяток мясо ядаху и млеко и иные дела еретические творяху их же неможно и писанию предати” /9/.
Таким предстает перед нами учение "жидовствующих”, преломленное в кривых зеркалах писаний "идеолога” официальной церкви Иосифа Волоцкого, которого даже многие современники упрекали в излишней предвзятости. К сожалению, почти все дошедшие до нас сведения о еретиках почерпнуты из подобных же трудов.
Но и из них становится ясно, что далеко не все сектанты отрицали божественность Иисуса Христа, веру в воскресение мертвых. Те немногие дошедшие до нас труды "жидовствующих” представляют собой, по сути, апологию христианства. Это, в частности, сочинения, направленные против ариан, отрицающих божественность Христа, богомилов и иудаистов.
Христианский характер их учения установлен и рядом исследователей в прошлом столетии.
В.В. Андреев в своей книге "Раскол и его значение в народной русской истории” пишет: "Многое заставляет думать, что секта жидовствовавших была что-то в роде нынешней молоканской и по всей вероятности ее предшественницей” /10/.
"Жидовствующие” разрушили традиционные стереотипы древнерусского мышления, которому была чужда идея критического анализа. Они привнесли в него элементы просвещения и критического анализа и стремились к тому, чтобы каждый человек мог свободно обращаться к знаниям, не страшился инакомыслия, веротерпимости, столь ненавистных официальной церкви. Сами они были людьми широкой образованности и эрудиции. Соболевский пишет, что "жидовствующие были людьми, стоявшими на высоте образованности своего времени” /11/.
Несмотря на репрессивные меры, которые предприняла государственная власть вместе с официальной церковью по отношению к "жидовствующим”, влияние их взглядов на русское общество продолжало оставаться довольно-таки значительным. Это видно хотя бы из того факта, что Стоглавый Собор русской православной церкви, собравшийся в 1551 г. при Иване IV (Грозном) "в 95 главе повелевает праздновать наряду с воскресным днем и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу” /12/.
Патриарший период
(1596-1700 гг.)
Дальнейшая история соблюдающих субботу на Руси до сих пор ждет своего исследования. К такого рода попыткам относятся работы Н. Астырева "Субботники в России и Сибири” и Е.В. Молоствовой "Иудействующие в русском сектантстве”. Общим недостатком этих работ является квалифицированно субботников русского происхождения как "иудействующих”, совершенно не выделяя среди них прослойку соблюдающих субботу христиан. Астырев пишет: "Лучшие исследователи русского раскола и сектантства едва упоминают о субботниках при перечислении "наиболее вредных сект” по официально принятой терминологии; истории этой секты совсем не разработано; не сделано до сих пор сколько-нибудь серьезной попытки связать в одно целое отдельные о ней известия, относящиеся к самым различным пунктам России на протяжении четырех столетий” /13/. И дальше: "... можно предположить даже, что не было такого периода в течение четырех веков, когда этой секты не существовало бы в каком-нибудь углу обширного русского государства; следовательно, рассматривая Русь как одно целое, можно утверждать, что секта существовала постоянно, но не преемственно, здесь вспыхивая, там угасая, причем, одни группы сектантов могли даже не знать о существовании других: их связывала и связывает между собой только Библия...” /14/.
Синодальный период
(1700-1917 гг.)
Господствующая церковь становится в этот период придатком государственного аппарата. Ею управляет "Святейший правительствующий синод” во главе с обер-прокурором, назначаемым из светских лиц царем. Что же нам известно о "субботствующих” в этот период?
В начале XVIII в. святой Димитрий Ростовский (1645-1709), известный расколовед, в своем "Розыске” упоминает о "субботниках, иже по жидовски субботу празднуют” /15/. Эти субботники ("щельники”) жили на Дону. Другие авторы называют субботствующих "иконоборцами” и "селезневцами”, как именовали, по имени Селезнева, субботников около Тулы. Более широкое распространение субботствующих относится к царствованию Екатерины II (1762-1769). К этому времени относится появление молокан и субботников.
Н.Астырев пишет: "Передают, что учитель молоканский Уклеин познакомился в Саратовской губернии с сектой иудействующих, одним из видных деятелей которых был некто Долматов; Уклеин убедил Долматова принять важнейшие догмы молоканства и, идя на уступки ему, сделал обязательным для своих последователей принятие некоторых форм иудейства: заключена была, следовательно, уния между иудаизмом и молоканством. По смерти Уклеина среди молокан начались раздоры из-за еврейских обрядов и догматов: некоторые из учеников Уклеина во главе с Сундуковым остались ему верны и приняли имя "субботников”, в отличие от "молокан-воскресников”, не захотевших принять еврейских установлении” /16/.
Впоследствии молокане-субботники появились и на Кубани, где население прозвало их "псалтырниками”, потому что при богослужении они пели старыми молоканскими напевами псалмы Давида.
В то же время стали известны соблюдающие субботу и в других местах. В 1797 г. донской казак Филипп Косяков проповедовал учение соблюдающих субботу на Дону. Вместе с братом он обратился к атаману войска Донского с ходатайством о разрешении им свободно исповедовать свою веру. Результат их ходатайства неизвестен, но сохранились сведения, что многие жители города Александрова, главным образом из купечества и мещанства, по субботам уклонялись от своих общественных обязанностей. Составляя большинство населения, они были освобождены правительством от всякой работы по субботним дням /17/.
В 1804 г. субботники были обнаружены в Орловской губернии, в 1805 — в Москве. В 1811 г. субботствующие неожиданно появились во многих местностях. В течение первой четверти XIX в. было отмечено, что соблюдающие субботу есть в губерниях: Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Астраханской, Ставропольской и Воронежской. Начались репрессивные меры. 23 июня 1820 г. из Екатеринослава выселили всех субботников на Кавказ. Интересно отметить, что в этом же году Комитет Министров принял положение о запрещении евреям держать в качестве прислуги христиан /18/. 3 февраля 1825 г. вышел синодский указ, состоявшийся по высочайше утвержденному императором Александром I положению Комитета Министров "О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников”. Текст указа гласил:
"Как ничто не может иметь большего влияния над простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, и что средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то в сношениях местных начальств именовать субботников жидовскою сектою, и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо настоящее их наименование субботников или придерживающихся Моисеева Закона, не дает народу точного о секте сей понятия и не производит того к ней отвращения, какое может производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство” /19/.
После репрессивных мер 1825-1826 и последующих годов субботствующие мало-помалу исчезали из центральных губерний и переместились на окраины (Северный Кавказ, Закавказье, Сибирь). Но и после их выселения на прежних местах жительства осталось много "скрытых субботников”. Детали их учения и богослужений разнились по различным губерниям.
С вступлением на престол императора Александра II в 1855 г. начинается эпоха Великих реформ в России. Положение субботников меняется к лучшему. Во многих местах они перестают скрывать свою веру. Субботники снова появляются в Центральной России. В 70-х годах XIX столетия в Павловском уезде Воронежской области 90 субботников по решению суда были приговорены к лишению всех прав и ссылке на поселение в Закавказье. Но представитель Сената Мордвинов, ревизующий это дело, дал благоприятный отзыв об этих людях. Он писал: "Они живут замкнуто в домашнем быту и в отношениях своих к властям безупречны, усердно трудятся и исправно платят подати”. В результате дело о субботниках было закрыто /20/.
По свидетельству многих авторов, субботники во второй половине XIX в. были представлены в 30 губерниях России, насчитывая более 30 тысяч последователей.
Манифест о свободе совести от 17 апреля 1905 г. положил конец суровым мерам, которые принимались против жидовствующих и субботников в некоторых губерниях. Но все равно губернское начальство часто смешивало всех соблюдающих субботу с евреями.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что когда в конце XIX в. в России стало распространяться учение Церкви АСД, многие доктрины этой церкви не показались русскому человеку странными или чуждыми. Если говорить о субботе, то сознание русского человека было приготовлено к ее принятию теми религиозно-реформационными движениями, которые никогда не прекращались на Руси.
Литература:
1. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории, М., 1989, с.562.
2. Шмеман А., Исторический путь православия. YMCA-PRESS, Paris, 1985, с.342.
3. Смирнов М. Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею. Одесса, 1868, с. 161. Об этом же двоеверии пишет и прот. Георгий Флоровский в своем труде "Пути русского богословия”, Париж, 1937, с. 2-3: "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя, уже потаенная, жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная...”
4. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Казань, 1904, с. 44,45.
5. По православному представлению история мира в соответствии с семью днями творения должна уложиться по слову Давида "перед очами Твоими тысяча лет как день” (Пс. 89:5) в течение 7 тысяч лет. Поскольку православные считают от Адама до Христа не 4004 лет, а 5508 лет, следовательно, Страшный Суд должен наступить в 1492 году (5508 + 1492 = 7000).
6. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы, Лениздат, 1991, с.69.
7. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991, т 1, с.497.
8. Там же, с. 496.
9. Послания Иосифа Полоцкого М., 1959, с. 170.
10. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории, 1870, с. 26.
11. Соболевский А. И. О логике жидовствующих, 1899.
12. Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, Казань, 1892, 2 ч., с.10.
13. Астырев Н. Субботники в России и Сибири, журнал "Северный Вестник”. 1891 г., № 6, с. 34.
14. Там же, с.63.
15. Еврейская энциклопедия, т.7, с. 582.
16. "Северный Вестник”, 1891, № 6, с. 61- 62.
17. Варадинов, Ист. МВД, 1863, VII, с. 87.
18. Первое собрание законов, № 28249. Еврейская энциклопедия, т. 1, с.804.
19. "Северный Вестник”, 1891, № 6, с. 61-62.
20. Еврейская энциклопедия, т. 8, с 544.